Russian Bulgarian Chinese (Traditional) Czech English Finnish French German Hindi Italian Japanese Korean Polish Portuguese Spanish Swedish
Категория: Экспедиции

В августе 2014 года исследовательская группа Станции RUFORS побывала на месте старинной церкви Иконы Божией Матери Знамение в Теплом. Этой публикацией мы начинаем цикл обзоров о заброшенных и забытых церквях Подмосковья. Фото и видеоотчет предоставлен станцией RUFORS. Текст исторического описания церкви Иконы Божией Матери взят из дневника http://overdemon.livejournal.com/18461.html

«Каменный однокупольный храм с колокольней в стиле классицизма. Приделы Покровский, Ильинский, Никольский и Александра Свирского. Построен на средства Н. А. Соймонова, близок к работам Н. А. Львова. Храм основан в 1652 году. Перестроен в 1797 году. В 1937 в храме прекращены службы и храм приходит в упадок. На основании указа Президента от 20 февраля 1995 г., относится к памятникам федерального значения.

Деревня Тёплая, проходящая по летописям со времён Ивана Грозного, стояла на речке Вейне и было вотчиной Елизара Леонтьевича Ржевского. В Смутное время Теплое практически полностью было сожжено, однако новые хозяева, братья Огибаловы, возродили это место. Они же испросили у церковных властей разрешение построить здесь деревянную церковь в честь иконы Божией Матери „Знамение“ с приделом преподобного Александра Свирского.
Известно, что в 1652–56 гг. Знаменская церковь возводилась на месте прежней. В 17–18 вв. село неоднократно переходило в собственность от одного владельца к другому, пока в 1769 году не было приобретено П. А. Соймоной, вдовой А. И. Соймонова. В 1770-х годах сын Прасковьи Алексеевны — Николай Александрович, развернул строительство усадьбы, а затем и каменной церковь вместо обветшавшей деревянной. Территория церкви была обнесена каменной оградой, следы которой сохранились до настоящего времени.
О доме сведения крайне скупы: известно, что он имел два этажа и колоннаду, что в 1807 г. А. Н. Соймонов заказывал в него мебель, и что погибло строение в 1941 году. К сожалению, о каких-либо изображениях дома сведений нет. Судя по расположению церкви на местности и её конфигурации можно предположить, что господский дом размещался западнее и, вероятно, был квадратным в плане.
В 1797 году в дополнение к архитектурному ансамблю закладывается каменная церковь. Она должна была быть в едином стиле с господским домом, и соответствовать формам прежнего сооружения (последний раз церковь перестраивали в 1728 г.). В плане церковь представляет собой квадратное здание с выступающими портиками и апсидой. При этом ризалит западного портика служит основанием для колокольни, а центральная часть увенчана низкой купольной ротондой — типичной для львовских сооружений — как культовых, так и гражданских. Ротонда, северный и южный портики смещены к востоку по оси за пределы трапезной, благодаря чему церковь внешне кажется вытянутой с востока на запад.
Бросается в глаза большое количество трёхчастных арочных окон (в общей сумме их 15), которые с севера и юга расположены аж в три яруса — за колоннадой над входом, на фронтонах портиков и на ротонде. Впрочем, это ещё одно свидетельство мастерства зодчего, ибо окна среднего яруса, являясь декоративными — они выходят в пространство над сводами приделов, — облегчают массивные портики и акцентируют смысловой центр постройки.
Внутренняя планировка состоит из двусветной основной части, трапезной и четырёх равновеликих приделов. Между собой помещения разделены арочными проёма-ордера. Прослеживается типичное для Львова стремление сделать максимально светлый храм с интерьером, визуально превосходящим реальный объём: „Я думал всегда выстроить храм солнцу не потому, что он солнцу надписан был, но чтобы в лучшую часть лета солнце садилось или сходило в дом свой покоиться“. (Из записок А. Львова на полях книги).
Если сопоставить проект дома П. А. Соймонова со Знаменской церковью, обнаружатся следующие сходства. Во-первых, форма и конфигурация четырёхколонных портиков, во-вторых, размещение винтовых лестниц в боковых частях ризалита, в-третьих, конфигурация ротонды и использования в ней трехчастных арочных окон. Идентичны решения карнизов; в обоих случаях применяется горизонтальное членение фасадов, украшенных одинаковыми декоративными лепными розетками. Центральное значение дома подчеркивает высокий цоколь и одномаршевая лестница к входному портику (вход в церковь находится на уровне земли). Ротонда дома значительно больше церковной, но, судя по пропорциям, ниже резонаторного яруса колокольни.
План дома очень схож со Знаменской церковью, однако утверждать, что именно он венчал усадебный ансамбль пока, безусловно, рано. Зато вопрос относительно авторства церкви уверенно решается в пользу Львова. Помимо приведённых аргументов об этом свидетельствует структурное сходство храма с другими культовыми постройками Н. А. Львова (в частности, с церковью г. Валдай и утраченным собором в г. Могилёве). Дополнительным доводом может служить структура печи, от которой, правда, мало что сохранилось. Впрочем, среди разрушений прослеживается воздухозаборник в нижней части стены с наружной стороны, воздухопроводящие ниши сложной конфигурации (вероятно огибавшие топку) и выходное отверстие в подкровельное пространство храма. Подобную конструкцию в конце XVII века использовал только Н. А. Львов.
В 1859 года в селе насчитывалось 9 дворов. С 1911 года владельцем усадьбы стал П. Д. Долгоруков, село насчитывает 11 дворов. В 1930-х гг. храм был закрыт, но все внутреннее убранство оставалось нетронутым. При храме находились два сторожа, которые следили за порядком. Последние священнослужители собрали основные храмовые ценности (утварь, священные сосуды, богослужебные книги, церковные облачения) и поместили их в одной из комнат храма в пространстве под колокольней, вход в которую был замурован. В 1937 году, после смерти последнего священника, прекратились службы в Знаменской церкви, а вначале войны исчезли господский дом и сад.
В 1950-х гг. комната была обнаружена, в потолке пробито отверстие с верхнего этажа и ризница была разграблена местными жителями сел Теплое и Марьино. Иконы, находившиеся в храме, и все убранство храма были разграблены. Единственная сохранившаяся икона „Сошествие Святаго Духа“ находится в настоящее время в Преображенской церкви пос. Нудоль.
В 60х годах, во время осуществления хрущевского плана борьбы с неперспективными деревнями жители села были переселены в укрупняемые усадьбы местного колхоза, а сами населенные пункты уничтожены и запаханы. В настоящее время от них не осталось и следа.
С 1970-х гг. храм начинает привлекать к себе кладоискателей, которые разрушают его стены, осуществляют подкопы, долбят дыры, подрубают колонны, продолжая поиски несуществующего клада. Результаты этой деятельности можно наблюдать до сегодняшнего дня. В частности, были уничтожены и расхищены могилы старинного кладбища, расположенного за главным алтарем храма.
В 2008 году по благословению Управляющего Московской епархией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Знаменская церковь приписана к приходу Преображенской церкви пос. Нудоль Клинского района. Энтузиасты — прихожане Преображенского храма поселка Нудоль вместе со своим настоятелем протоиереем Аркадием Штейнбергом — загорелись идеей восстановления этой жемчужины русского зодчества. В храме вновь стали проводить богослужения. Благодаря ведущейся в приходе работе в архивах установлены имена священнослужителей Знаменской церкви, начиная с 1705 года (13 священников и 8 дьяконов)».

rufors-001-01

rufors-001-02

rufors-001-03

rufors-001-04

rufors-001-05

rufors-001-06

rufors-001-07

rufors-001-08

rufors-001-09

Добавить комментарий

Люди, участвующие в этой беседе

Связанные материалы


Top@Mail.ru